Иланский район
1933г. - 2013г.
«Альбом Памяти»
К 80-летию Иланского района

Иланский район

Иланский район образован 1 марта 1933 года. Район расположен в восточной части Красноярского края, в 279 км от краевого центра г. Красноярска. Центр района – г. Иланский.

Район граничит с Абанским, Ирбейским, Канским и Нижнеингашским районами и Иркутской областью.

Территория района составляет 3,8 тыс.кв.км.

Район пересекают:
- две железнодорожные магистрали: Москва-Владивосток и Абакан-Тайшет;
- две автомобильные - Московский тракт и новая дорога - Канск-Богучаны;

Численность населения – На 01.01.2013 г. в районе проживает 25204 человек.

В составе Иланского района – город, 9 сельсоветов (37 населенных пунктов): Далайский, Ельниковский, Карапсельский, Кучердаевский Новогородский, Новониколаевский, Новопокровский, Соколовский, Южно-Александровский.

Примечательные места - озеро Дикое - уникальное, целебное;
Государственный памятник природы местного значения - озеро «Таежное».

 

г. Иланский на страницах энциклопедий

Лысенко, Ю. Ф. Иланский / Ю. Ф. Лысенко, В. М. Ярошевская // Енисейский энциклопедический словарь / Глав. ред. Н. И. Дроздов. – Красноярск : Русская энциклопедия, 1998.- С. 232.

ИЛАНСКИЙ, город районного подчинения, центр одноименного р-на. Расп. на Транссибирской магистрали, в 279 км к В. от Красноярска на р. Иланке — притоке системы Бирюса-Ангара в Канской лесостепи, а также на автомагистрали федерального значения «Байкал». Числ. нас. 17,8 тыс. чел. (1996; 19,7 — 1979, 26,5 — 1959). Осн. в 1733, в связи со строит-вом Сибирско-Московского тракта. В 1734 знаменитый мореплаватель Витус Беринг во время Второй Камчатской экспедиции обследовал отрезок тракта Красноярск-Канск-Тулун, сделал распоряжение по его устройству и наметил места 11 почтовых станцов (станций). Станцы, или ямы, возводились через каждые 25-30 верст, на них полагалось строить дом для проезжающих и избу для ямщиков с амбаром и сеновалом. Одной из таких станций и стало поселение у р. Иланки. В 1822 Иланское становится одним из волостных центров Канского округа. С 1863 начинает развиваться телеграфная связь. Своим возникновением и развитием И. обязан строит-ву Транссибирской жел. дороги, начавшемуся в 1891. В 1894 в 5 верстах от с. Иланского возводятся первые ж.-д. сооружения — депо и станция. Иланские железнодорожники — активные участники трех русских революций и Гражд. войны. В 1933 пос. Иланский стал адм. центром сельского р-на, а в 1939 преобразован в город районного подчинения. И. — крупная ж.-д. станция. Жел. дорога играет заглавную роль в его экономике (ок. 2/3 занятых). В городе насчитывается св. 30 пром. пр-тий всех форм собственности, ведущая роль принадлежит пищевой и легкой пром-сти. Основные пр-тия: маслосыроделательный и хлебозаводы, швейная фабрика и др. В музее локомотивного депо отражена история города. Иланская муз. школа стала культурным центром города — на ее основе действуют клуб для юношества «В мире прекрасного» и народный университет культуры. Здесь родился известный сов. гос. деятель В. И. Долгих. Лысенко Ю.Ф., Ярошевская В.М.

 

Иланское // Сибирская советская энциклопедия : в 4-х т. Т. 2 : З-К / Западно-Сибирское отделение ОГИЗ. – М.: Типография газеты «Правда», 1931. – Стб. 230.

ИЛАНСКОЕ, поселок гор. типа — Канского окр. и района, Сиб. края, на р. Иланке, при ст. Иланская Томской ж. д.; состоит из старого села Иланского и ж.-д. поселка, возникшего в 1894, в связи с проведением ж. дор.; от Канска 27 км. В 1926 — 6.853 чел. (3.343 м. и 3.510 ж.). Школ Iступ. 10, 2 семилетки, 2 библиотеки, 3 клуба, кинематограф; больница, ветеринарный пункт; ж.-д. электростанция, депо конторы службы пути и тяги Томск, ж. дороги. Гл. занятия: сел. хоз-во и работа в ж.-д. депо; развиты производства: колбасное, деревообделочное, мукомольное и кирпичное. В окрестностях И. — м-ния бурого угля и мумии (краски). В истории рев. движения И., как рабочий центр, играло значит, роль. Так, в августе-октябре 1905 рабочие ж.-д. депо принимали активное участие во всех политических выступлениях и забастовках, выделив ряд рев. деятелей (Ф. Гринько, Н. Березовский, А. Смагин и др.). 25 января 1906 рабочие депо подверглись жестокой расправе со стороны карательной экспедиции ген. Меллер-Закомельского, при чем было убито до 50 чел. В 1918 деповские рабочие ст. Иланской совместно с рабочими Канска приняли участие в восстании против Колчака.

 

Шорохов, Л. П. Иланский (исторический очерк) / Л. П. Шорохов // Памятники истории и культуры Красноярского края. Выпуск 2 / Сост. Г. Ф. Быконя. -Красноярск : Из-во КГПИ, 1992. - С. 164-166.

г. ИЛАНСКИЙ (исторический очерк)

Город расположен в 27 км к востоку от Канска и в 279 км от Красноярска на Транссибирской железной дороге, на реке Иланке.

Возник из слияния старого с. Иланского и железнодорожного поселка, возникшего в 1894 г. в связи с проведением железной дороги. Первоначальная история г. Иланского связана с прокладкой Сибирско-Московского тракта в 18 в., начало строительства которого, относится к 1733 г. В 1734 г. В. Беринг, возглавлявший Вторую Камчатскую экспедицию, обследовал отрезок тракта от Красноярска до Тулуна и сделал распоряжения по его устройству, наметил места почтовых станцов, шесть из которых планировалось устроить на участке восточнее Канска. Так возник станец Иланский у истоков р. Иланки, который был зафиксирован второй ревизией (1744 г.). Во второй, половине 18 в. правительство широко использовало для заселения тракта и притрактовой полосы ссыльных. Их число здесь быстро росло. К 1782 г. каждый второй здешний житель был ссыльным. В стане Иланском ссыльные составляли около 65% (21 человек), их, как правило, записывали в число государственных крестьян. С 1822 г. с. Иланское становитя волостным центром Канского округа. Оно являлось самым крупным селом на тракте между Канском и Бирюсой. Главные занятия его жителей были связаны с обслуживанием тракта: ремонт дорог, мостов, гатей, верстовых столбов, заготовка для этих целей леса, содержание перевоза через реки, содержание лошадей и подвод, помещений для препровождаемых арестантов и стражи и др. Во второй половине 19 в. почтовая станция стала подряжать частные транспортные средства. Весь извоз (почтовый, пассажирский, товарный) содержался теперь притрактовыми крестьянами на подряде. Наиболее выгодные виды извозного промысла оказались у богатых жителей Иланского. В 1894 г. в связи со строительством железнодорожной магистрали в о верстах от с. Иланского началось строительство депо и станции. При станции Иланской возник поселок (в конце 1890-х гг. здесь было 250 жителей, в начале 1900-х — 700 жителей).

С прокладкой железной дороги стал исчезать извозный промысел. Изменился хозяйственный уклад с. Иланского (совр. название Старая Илань): возникли промыслы, связанные с железной дорогой (заготовка леса для шпал и построек, выжигание древесного угля для кузниц станции). В 1900 г. в с. Иланском, входившем тогда в состав Анцирской волости, насчитывалось 622 двора с 5540 жителями обоего пола. С 1914 г. с. Иланское вновь становится волостным центром. В 1933 г. пос. Иланский стал административным центром района, а в 1939 г. поселок был преобразован в город.

Иланск, как и многие другие населенные пункты Енисейской губернии, был местом ссылки революционеров. В 1912 г. здесь числилось более 20 ссыльных. В разные годы на Иланской отбывали ссылку такие видные революционеры-ленинцы, как Г. Усиевич, Р. Эйхе. Несколько месяцев, ожидая окончания срока поселения, жил в Иланской и работал слесарем в депо видный соратник В. И. Ленина Ф. В. Ленгник.

В начале 20 в. ст. Иланская являлась крупным пролетарским центром революционного движения. Здесь к 1903 г. была создана сильная и сплоченная группа революционных социал-демократов, действовавшая под руководством Красноярского комитета РСДРП. К маю 1906 г. в ее рядах насчитывалось 50 человек. Группа почти полностью состояла из большевиков — рабочих депо. При ней работал пропагандистский кружок. Иланская организация занималась активной издательской деятельностью и пропагандистской работой.

Рабочие-железнодорожники ст. Иланской играли значительную роль в революционном движении и активно участвовали во всех политических выступлениях и забастовках, были активными участниками первой русской революции 1905-1907 гг. Из их среды вышли такие революционные деятели, как Ф. Гринько, Н. Березовский, А. Смагин и др. 12 января 1906 г. рабочие депо ст. Иланской подверглись жестокой расправе со стороны карательного отряда генерала Меллера-Закомельского (было убито и ранено свыше 120 человек). В декабре 1918 г. иланские рабочие вместе с рабочими Канска приняли активное участие в вооруженном восстании против колчаковцев, которое было жестоко подавлено белогвардейцами. Сохранилось несколько памятников и памятных мест, связанных с этими событиями.

В 20-30-х гг. иланцы — активные участники социалистического строительства. Реконструируется транспортное хозяйство станции. Из паровозного депо выделен самостоятельный вагонный участок со своими ремонтными мастерскими, построены новые производственные цехи, полностью восстановлен железнодорожный путь. В 1930-х годах иланские железнодорожники установили ряд стахановских рекордов (Б. Рыдзевский, Л. Петров, В. Поносов, Белоусов и др.). В память о трудовых подвигах иланских машинистов-стахановцев на привокзальной площади г. Иланского. установлен паровоз марки ЭМ.

В 1941-1945 гг. тысячи иланцев сражались с врагом на фронтах Великой Отечественной войны. Многие из них награждены орденами и медалями, а А. К. Корнеев, В. И. Шебалин, А. С. Александров, И. И. Крюк были удостоены звания Героя Советского Союза. В городе имеется ряд памятников, связанных с подвигами иланцев на фронтах Великой Отечественной войны. В настоящее время численность населения в г. Иланском — 32 тыс. чел. Город Иланский — крупный железнодорожный узел. В промышленности города ведущая роль принадлежит крупной швейной фабрике. Действуют также комбинат строительных материалов, мебельная фабрика, молочный завод, хлебозавод. В городе имеются 2 больницы, 7 школ, 6 библиотек, музыкальная школа, железнодорожное училище.